Технология этапов укладки брусчатки
- создание проекта или эскиза;
- составление сметы
- подготовка основания;
- укладка выбранного материала;
- заполнение швов;
Инструменты для укладки дорожного покрытия
Устройство дорожного покрытия предусматривает применение следующих инструментов:
- молоток резиновый и метла;
- колышки и шнур;
- уровень строительный и рулетка;
- правило или деревянный брусок;
- мастерок и щетка;
- тачка, лопата и садовые грабли;
- трамбовка вибрационная или ручная;
- поливочный шланг с душевым устройством, лейка и сито;
- бетоносмеситель или ванна для раствора
- станок для колки брусчатки или шлифовальная машинка с алмазными дисками;
- рукавицы и защитные очки.
Подготовка базового основания для всех вариантов мощения
Устройство основы состоит из нескольких этапов:
- в месте будущего дорожного покрытия выставляются контрольные колышки-маячки;
- определяется сток воды, он должен быть не меньше 5 % или от 5 мм на 1 м поверхности;
- по окончании разметки необходимо определить достаточность земли на площадке: при излишке грунт убирается, при недостатке добавляется;
- площадка выравнивается с помощью граблей и уплотняется виброплитой;
- проводится расчет высоты основания, она должна быть выше запланированного уровня на 1-2 см, это необходимо для учета усадки при уплотнении;
- отмерить высоту, на которую будет насыпаться песок, и закрепить шнур порядовку на этом уровне между кольями;
- отсыпается песочная подушка, тщательно разравнивается с помощью граблей и поливается водой до образования луж. В солнечную погоду поверхность через несколько часов выравнивается профилем, она должна быть ровной и гладкой.
Мощение дорожного покрытия на песчаном основании
- на подготовленную поверхность укладывается геотекстиль и отсыпается подушка из песка слоем 10-15 см;
- подушка тщательно разравнивается, выполняется уклон под сток воды, необходимо обязательно учитывать «правило 5 %»;
- полить песчаное основание водой из шланга или лейки из расчета не менее 10 л. на кв. метр;
- утрамбовать слой песка виброплитой или ручной трамбовкой;
- закрепить шнур под высоту бордюра;
- устанавливаются бордюры, под них выкапывается траншея, которую заполняют щебнем, наносится цементный раствор слоем в 1,5 см и длиной под бордюр, большее количество наносить за один раз запрещается по технологии укладки брусчатки. При помощи резинового молотка бордюр выравнивается до соприкосновения со шнуром;
- бордюр закрепляется бетонной смесью, которая приготавливается в пропорции 1:3, цемент и песок;
- по рисунку мощения с помощью уровня и резинового молотка выкладываются бруски из камня, с зазорами между ними 2-3 мм, контролируются уклоны согласно «правила»;
- зазоры заполняются чистым речным песком при помощи щетки;
- мостовая утрамбовывается виброплитой, очищается слабой струей воды, чтобы швы не вымылись
Мощение дорожек на основание из щебня
- на предварительно подготовленное ложе укладывается геосетка синтетическая;
- насыпается слой щебня высотой 10-20 см;
- щебень разравнивается, подготавливается уклон согласно «правила»;
- проводится утрамбовка щебня;
- подготавливается траншея под бордюры, которая также заполняется щебнем, выкладывается бетонная смесь, устанавливаются и выравниваются под шнур бордюры;
- бордюры закрепляются цементным раствором;
- насыпается сухая цементно-песочная смесь высотой 5-10 см, при необходимости укладывается дорожная сетка;
- при помощи резиновой киянки и уровня выкладываются бруски из камня соответственно эскизу мощения, между ними оставляются зазоры размером 2-3 см;
- дорожка поливается большим количеством воды из шланга;
- после высыхания поверхности швы заполняются сухой смесью и поливаются осторожно водой из лейки небольшой струей, чтобы не вымывать смесь из швов.
Процесс мощения на бетонное основание
- на подготовленное основание насыпается щебень слоем 10-20 мм;
- проводится уплотнение щебня виброплитой;
- устанавливается опалубка из досок и кольев, толщина досок должна быть не менее 40 см, колья устанавливаются на расстоянии 60-100 см один от другого;
- выкладывается бетон слоем от 5 до 15 см, если площадь покрытия большая, то предусматривается установка температурных швов толщиной 0,5 см, через каждые 3 м;
- при применении армирования бетонной смеси бетон укладывается слоем 3 см, производится укладка дорожной сетки и заливка ее бетоном до необходимого уровня;
- формируется и проверяется устройство уклонов и уровней основания;
- заполняются температурные швы эластичным наполнителем, дальше швы затираются специальной затиркой;
- подготавливается траншея под бордюры, в нее засыпается щебень и под каждый бордюр выкладывается бетонная смесь слоем 1.5 см, этой же смесью бордюры закрепляются;
- засыпается цементно-песочная смесь слоем в 3 см, на которую выкладываются бруски дорожного покрытия;
- дорожка поливается водой из шланга с душевым устройством, после высыхания брусчатки швы заполняются сухой смесью, поверхность снова поливают водой, в этот раз из лейки, после высыхания поверхности дорожку посыпают смесью для заполнения швов;
- дорожка повторно поливается из лейки, необходимо следить за напором воды, чтобы не вымылась смесь из швов.
На заметку ПОКУПАТЕЛЮ!
Под составлением проекта подразумевается определение места расположения и площади дорожек и подъездных путей. На данном этапе подбирается форма, размер, а также варианты укладки брусчатки. Расцветка дорожек должна соответствовать общему стилю ландшафта.
Ширина дорожки выбирается исходя из личного удобства, но необходимо учитывать количество целых элементов, входящих в один ряд. Это значительно сократит время на кладку, так как не придется подгонять брусчатку по размерам.
Особое внимание уделяется рельефу. Уклон грунта должен быть организован таким образом, чтобы дождевые и талые воды стекались от цоколя строения в дренажные системы, а не наоборот. Этот показатель может равняться 0,5-2 см на каждый метр.
Если перепад высот грунта слишком велик, то рельеф выравнивается искусственным способом, то есть, снимая почву с одной части ее пересыпают в недостающую сторону.
Укладка брусчатки должна производиться согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ.
При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил: ГОСТ 17608-91; - Плиты бетонные тротуарные, СНиП Ш-8-76; - Земляные сооружения, СНиП Ш-10-75; - Благоустройство территорий, инструкции ВСН-50-79/ВСН-26-76;, ТУ 400-1-190-79.